Поиск и выбор архитектора
Как найти хорошего архитектора? О если бы существовал готовый рецепт, следуя которому, можно было бы непременно достичь успеха... Увы, это так же непросто, как найти хорошего адвоката или гинеколога.
Дистанция между иными архитекторами такая же как между медбратом и кардиохирургом
Вокруг нас ходит не так уж мало квалифицированных архитекторов, но вопрос не в том, какой из них нравится нам. Вопрос в том, какой из них понравится и будет полезен вам. Ведь архитектор – это не только ас проектирования, начальник строительства и мастер по соблюдению многочисленных норм и правил, принятых в данной отрасли законодательно. Архитектор – это еще и тот человек, который умеет слушать заказчика. Человек, который способен неискаженно трансформировать его чувства в зримые, ощутимые, вещественные конструкции, которые, собственно, и будут называться домом.
Сколько архитекторов нужно пройти перед тем как остановиться на одном из них? Мы полагаем, не меньше трех. Но это, пожалуй, крайний минимум. Пять кандидатов на такую важную работу – уже лучше. Впрочем, если вы познакомитесь с десятью, то это еще вовсе не гарантирует вам успеха. Тем более, что первых вы могли – из-за полного отсутствия опыта – искать не там и не так. Однако, не торопитесь на этом пути. Лучше потратить еще один месяц на поиск хорошего архитектора, нежели чем еще полгода на вымучивание проекта с тем, который вас упорно не понимает. Или еще пять лет на перестройку неудачно спроектированного дома.
Разумеется, мы вовсе не отрицаем того, что в поисках архитектора можно и нужно просить рекомендации знакомых, просматривать объявления в авторитетных журналах по архитектуре или активизировать поисковые системы интернета. Но это всего лишь способы первичной селекции. Они позволяют оценивать кандидатов только по формальным признакам. С них мы и начнем, памятуя о том, что главный этап отбора еще далеко впереди.
Настоящие архитекторы: встречают с портфолио, провожают с авансом
Теперь давайте перейдем к более важным моментам, характеризующим того или иного архитектора по существу. Выбор архитектора должен происходить по трем принципиальным критериям. Первый и самый главный – это портфолио, то есть подборка работ, выполненных ранее. В портфолио могут быть как реализованные проекты, так и те, которые еще ждут своего часа. Например, архитектор представлял свой проект на конкурс, но проиграл. Или сделал несколько эскизов на выбор, после чего что-то осталось невостребованным.
Некоторые мастера не стесняются включать в портфолио и свои программные разработки, которые были сделаны не для какого-либо заказчика, но в качестве визуализации творческой мысли. Кстати, нередко именно такие проекты являются наиболее искренними, самыми интересными: при их выполнении над архитектором ничего не довлеет, это свободное творчество. Если вам понравился проект, сделанный "просто так", по зову сердца, то мы можем вас поздравить. Искусство – это как раз и есть то, что сделано просто так. Остается лишь поработать над планировкой или перепланировкой внутреннего пространства под вашу семью, под ваш образ жизни.
Портфолио – это то, что является своего рода расширенной визитной карточкой архитектора. Из портфолио сразу видно, что он умеет, и какой боевой путь у него за плечами. Какой архитектурный стиль он предпочитает. Насколько интересны, свежи, продуктивны его художественные решения. С заказчиками какого уровня ему приходилось работать. Попробуйте сравнить себя с ними. Быть может, данный архитектор еще не дорос до вашего проекта, или же наоборот, ваш проект слишком незначителен для этого мастера. Лучше всего, когда уровень вашего проекта приблизительно соответствует рангу тех работ, которые уже были выполнены. И будьте внимательны: на каждом проекте должна стоять подпись вашего архитектора, а не другого.
Отнеситесь с большим вниманием к предоставленному вам портфолио. Особенно в том случае, если вам придется совершать авансовый платеж, то есть финансировать разработку эскизов. Между архитекторами и заказчиками нередко возникают разногласия из-за того, кто из них должен первым совершить действие в пользу другого: архитектор разработать эскизы или заказчик проголосовать за данного архитектора своим рублем. И тот, и другой вариант развития отношений достаточно распространены. Причем те архитекторы, которые желают получить аванс, в целом работают на более высоком уровне, нежели чем довольствующиеся рисованием первоначальных эскизов без денег.
Мы полагаем, что можно, конечно, заказывать и рассматривать бесплатные эскизы, но не удивляйтесь, однако, если обнаружите, что они вас не удовлетворяют. А вы думали, что архитектор посвятит вам достаточно времени и мысли, не зная, станете ли вы его клиентом и, вообще, умеете ли вы оценивать по достоинству архитектурные проекты? Увы, многие заказчики слишком легкомысленно относятся к просьбе создать эскизы. Они не понимают, что это уже не только работа, и не просто работа, но самая содержательная часть работы архитектора. Главное и самое ценное – это свежие художественные идеи. Остальное – дело техники.
Для того, чтобы защитить свои разработки и помочь заказчику отнестись к ним с надлежащим вниманием, архитекторы и предлагают заплатить некую сумму авансом. А что будет, если мне не понравится? – можете спросить вы. Постарайтесь объяснить архитектору, чего именно касается ваше неприятие. Если вы сможете логично аргументировать свои возражения, он должен понять вас. Ну а если вы будете говорить нечто вроде "мне не нравятся ваши варианты, потому что... не знаю почему, не могу это выразить словами", то ...поставьте себя на место архитектора. Вы смогли бы работать при таких условиях? Одним словом, потребительский экстремизм – это не то, к чему вам нужно стремиться. Даже если архитектор будет еще и еще раз безропотно переделывать проект, то неужели вы думаете, что ваш рейтинг в его глазах от этого повысится, а сам проект станет принципиально лучше?
Вот для чего нужно подробнейшим образом обсудить задание, которое вы желаете поручить (разумеется, до этого его нужно сформулировать для себя самого, размышляя над замыслом вашего дома). Кстати, после того как вы проведете достаточно времени в беседах о постановке задачи, вам будет нетрудно нацелить архитектора на необходимые корректировки в том случае, если окажется, что он несколько уклонился в ложную сторону: вы будете уже неплохо знать друг друга. Сближайтесь до того, как архитектор приступит к эскизам. На это нужно время, но, не затратив его, вы останетесь чужими людьми. А вы предполагаете, что можно получить подходящие эскизы персонального дома от незнакомого человека? Или, получив неподходящие, каким образом вы собираетесь объяснять ему, в чем он был не прав, в каком месте он превратно истолковал ваш замысел, ошибочно понял ваши чувства, идеи, намерения, слова?
И, конечно, просмотр портфолио – это вовсе не жест вежливости.
Именно по уровню и содержанию портфолио вы должны решить, следует ли авансировать данного архитектора или же лучше не торопиться и поискать другого. Обсуждение портфолио – это особое искусство. Попросите автора представленных проектов рассказать о них что-нибудь. В чем заключаются особенности или, возможно, достоинства каждого из них? Задавайте свои вопросы, будьте доброжелательны, не стесняйтесь спрашивать то, что, может быть, кому-то покажется очевидным. Вы заказчик и имеете право на любые вопросы.
Сдержанно высказывайте свои мнения, замечания. Если вам не понравился какой-то дом или отдельный его фрагмент, не умолчите об этом. Так и скажите, что, вероятно, данное решение очень удачно, но лично вам оно не близко, не симпатично. Попросите пояснить, почему в данном случае было избрано именно такое решение, именно такая форма, именно такая планировка. Одним словом, создайте такую ситуацию, чтобы архитектор побольше говорил: из его речи вы сможете сделать полезные для себя выводы. Принципиальные выводы. Например, некоторые архитекторы говорят, что то или иное решение их заставил сделать заказчик, а сами они здесь – как бы и не при чем. Как говорится, хозяин – барин. Такой ответ означает, что архитектор не способен убедить заказчика в том, что его художественный приказ далек от совершенства. Либо архитектор сам этого не видит. Либо готов закрыть глаза на что угодно, если заказчик платит деньги. Это достаточно распространенное явление, и оно ничуть не прибавляет заказчикам культуры, а архитекторам профессиональной чести. Но есть немало настоящих архитекторов, которые не станут проектировать звероподобные сооружения ни за какие деньги. Почему? Во-первых, потому что им это неинтересно. Во-вторых, потому, что один скверный проект может поставить крест на всей дальнейшей карьере.
Если в портфолио есть нереализованные проекты, деликатно поинтересуйтесь, почему они остались лишь на бумаге или в виде макета. Чаще всего причина заключалась не в архитекторе. Посочувствуйте ему по-дружески, если окажется, что этот проект не прошел конкурса, а вот тот не был воплощен в связи с финансовым кризисом. Постарайтесь стать с архитектором заодно, это прибавит вам огромное количество баллов. Ведь не только архитектор должен понравиться вам, но и вы ему. И дело даже не только в том, что вы конкурируете с другими заказчиками – точно так же как и он конкурирует с другими архитекторами. Если вы не понравитесь этому человеку, то каким образом вы можете ожидать от него проекта вашей мечты, проекта, который вам понравится? Архитектор – это живой человек с тонкими чувствами, поэтому-то он и работает в сфере художественного. Он отнюдь не машина по производству проектов, которая должна исправно работать в том направлении, какое вы представляете себе в вашем воображении. Да, вы платите деньги и немалые деньги, но в любом творчестве катастрофически мало одной только материальной заинтересованности. Не продается вдохновенье.
Просмотр портфолио было бы очень неплохо распространить из кабинета на природу. Дело в том, что проект и построенный по нему дом могут весьма отличаться друг от друга, и не только тем, что при строительстве были допущены какие-либо отступления от проекта. Вероятно, вы уже замечали, что фотография дивана не дает адекватного представления о том, каков диван на самом деле. Не секрет, что на картинке или в макете предмет выглядит более привлекательно, нежели чем в реальности. Поэтому попросите архитектора провезти вас на экскурсию для обозрения живых домов. Есть архитекторы, которые с удовольствием и безо всякого давления с вашей стороны сажают вас в свой автомобиль (или садятся в ваш) и едут по местам боевой славы. Им приятно вновь посмотреть на свои творения, и они не стесняются показывать их другим людям. Выезд для просмотра созданной ими недвижимости они считают совершенно необходимым для установления глубоких отношений с заказчиком. А если архитектор не желает никуда ехать или же "забыл" подготовить к встрече с вами свое портфолио, сославшись на множество дел и (конечно же!) на огромное количество заказов, то, вероятно, в его портфолио нет ничего интересного. Или есть, но тогда ему неинтересны вы. Хрен редьки не слаще.
Далее, в портфолио должны находиться именно жилые дома, а не магазины и не театры. Архитекторы бывают разные: одни из них всего за пять лет после института уже успели создать не один десяток коттеджей, в то время как другие всю жизнь проработали в комитете по охране памятников, а теперь решили-таки вернуться в настоящую архитектуру и заняться проектированием индивидуальных домов (дело прибыльное, заказчиков море, имя есть, связи повсеместно налажены, а компьютерные программы и масса типовых проектов весьма облегчают труд). Но иногда вы можете услышать и такие высказывания: "мы вообще то больше занимаемся дизайном квартир, но беремся за всё. Да вы не волнуйтесь, у нас есть отличные ребята! Вот, посмотрите недавно они спроектировали стильный ресторанчик и ночной клуб, а еще бензоколонку в прошлом году… и особняк сейчас заканчиваем по заказу народного артиста N". Не спорим, вероятно, они действительно талантливые архитекторы, но мы бы им свои дома не доверили, пусть уж лучше продолжают заниматься интерьером дискотек. У каждого своя специализация.
Мудрость и мдурость
После того как вы мысленно оценили портфолио архитектора определенным количеством баллов, переходите к оценке его личности. За высоким профессионализмом в проектировании может скрываться…весьма сложный человек, с которым вам будет ох как нелегко работать. Кто-то из великих сказал: бизнес – это умение ладить с людьми. Испытайте архитектора на этот счет. Попробуйте в качестве упражнения возразить ему по какому-нибудь вопросу. И понаблюдайте за его реакцией. Надежный, умудренный опытом человек спокойно и доброжелательно отвечает на критику или непонимание со стороны собеседника. Это очень важный момент. Представьте себе, что вам придется в чем-то не соглашаться с архитектором после того как вы заплатите деньги – по ходу разработки проекта. Если он тем самым окажется оскорблен до глубины души, у вас просто физически не получится ничего путного. И даже блестящее портфолио не поможет: в нем еще нет вашего проекта. И вы не знаете, какой ценой для заказчиков те проекты – из портфолио – были приняты, утверждены и реализованы.
Мы уже говорили, что ревность, острые слова в адрес коллег не редкость в кругу архитекторов и дизайнеров. Увы, это показатель не только низкого этического уровня, но и элементарной профессиональной слабости. А как же с этим может сосуществовать превосходное портфолио? – наверняка спросите вы. Очень просто. Можно делать хорошие проекты иногда, при удачном стечении обстоятельств, при условии хорошего настроения. Это не так уж и трудно. Намного труднее делать хорошие проекты всегда, каждый раз – независимо ни от каких условий. Вот это и является подлинным профессионализмом. А с резкой критикой в адрес других мастеров цеха выступают как раз недопрофессионалы – то есть люди, безусловно, одаренные и успешные, достигшие определенного уровня, но, вероятно, еще не столь высокого, чтобы вам заключать с ними договор. Недобрые реплики по поводу плодов труда других авторов – это обыкновенная попытка "нагрузить" заказчика (если говорить бытовым языком) и, что то же самое – обыкновенный невроз (если говорить языком науки). Такой человек уязвлен своим недостаточно высоким положением, обращен в себя (а не на заказчика), сосредоточен на своих внутренних душевных проблемах. Может ли он в таком состоянии генерировать что-то прекрасное? Едва ли. Разумеется, подобный невроз не фатален и не постоянен, он может миновать предрасположенного к нему человека как раз именно во время работы над вашим проектом. Но риск очевиден, и мы не рекомендуем вам испытывать судьбу. Неэтичное не может быть эстетичным.
Попробуйте также понять, насколько искренне с вами беседуют. В вас видят интересного человека с хорошим замыслом о доме или только лишь денежный мешок, выгодного клиента? Есть многие архитекторы, у которых горят глаза. У одних из-за денег, у вторых – от предвкушения интересной работы. Еще раз повторим: не продается вдохновенье.
Архитектор, пришедший на встречу с вами с похмелья, увы, на наш взгляд, тоже небезопасен. Почему-то некоторые творческие люди полагают, что без легкого злоупотребления спиртным они перестанут быть таковыми. Одежда архитектора тоже играет определенную роль. Может ли творец красоты ходить в плохой одежде? Это сложный вопрос. На наш взгляд, он может быть одет неброско и даже слегка небрежно (ведь это отнюдь не главное в жизни, не так ли?), но ни в коем случае не неопрятно. Встречают по одежке, и не всегда дело доходит до оценки умственных способностей. Архитектор обязан это понимать. А как же иначе? Прав был Чехов. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда. Если человек не может создать элементарный проект самого себя, то каким же образом он сможет создать проект красивого дома?
И, наконец, между вами и архитектором должен установиться чисто человеческий контакт – на "энергетическом уровне", как сейчас модно говорить. Одним словом, вы должны понравиться друг другу. Ведь вам придется встречаться далеко не один раз, вести диалог, взаимодействовать самым тесным образом и почти наверняка решать сложные вопросы, находить взаимопонимание при разногласиях. Сможете ли вы это делать, если человек вам не очень приятен?
Строить рекомендуется снизу, а проектировать – сверху
И, наконец, остается последний критерий, по которому вы должны оценивать архитектора. А именно, какие мысли он высказывает относительно вашего дома. Прекрасное портфолио и галантные манеры, выдающие культурного во всех отношениях человека, еще не являются гарантией того, что архитектор понимает существо вашей задачи, ваш замысел и ваши цели. Ни один из проектов, которые он выполнил для других людей, не является вашим. И вы не знаете, чего изначально хотели другие заказчики. Вы видите лишь то, что получилось в результате. Насколько оказались близки их желания и разработанные проекты? Насколько заказчики остались довольны работой архитектора? Это вам неизвестно. Поэтому не следует слишком обольщаться его прежними успехами и уж, тем более, его сладкоречием. Ведь не менее важно то, каким образом человек реагирует на ваши конкретизированные установки.
И дело, опять же, не только в нахождении общего языка. Конечно, когда вы говорите архитектору об очаровательном романтизме, а он пытается поддержать вашу мысль показом готических псевдодворцов, то вам, вероятно, придется потратить слишком много времени на элементарное единение в терминах. Но даже если у вас не будет необходимости переводить друг друга со словарем, это еще не значит, что цель достигнута. Дело в том, что можно слушать и не слышать. Например, вы просите спроектировать скромный дом общей стоимостью приблизительно $150 тысяч и пытаетесь сориентировать архитектора на технически простые, но дизайнерски интересные решения. Ведь вы уже понимаете, что можно построить довольно глупый дом за вчетверо большую сумму и весьма умный – за вчетверо меньшую. Но если ваш собеседник не захотел этого услышать и продолжает гнуть свою линию, пытается решить задачу числом, а не умением, если он склоняется к "физическим" методам проектирования вместо того, чтобы избрать другие – изящные, рациональные, то, вероятно, у вас будет трудное сотрудничество. По сути дела, все архитекторы делятся на две группы: одни решают задачу с помощью денег заказчика, другие – ту же самую задачу – посредством своих мозгов.
Обратите внимание также и на то, насколько ваш собеседник умеет конкретизировать. Мы встречались с людьми многих творческих профессий, в том числе с архитекторами, которые, выслушав задачу, сразу же приступают к ее решению. Их мысль уже работает в нужном направлении, они начинают проектировать здесь и сейчас. Как правило, они сразу же задают детальные вопросы, о многих из которых вы наверняка еще даже не задумывались. Они немедленно стремятся навести ваш разговор на концептуальную резкость, благодаря чему многое становится понятно уже после первой беседы. Такие архитекторы – самые ценные среди всех, которых вы можете встретить на своем пути: они проектируют сверху. Они – в целом! – уже знают решение вашей задачи, им остается только лишь "прописать ответ в удобочитаемой форме". Они владеют методом движения от общего к частному, от главного к второстепенному.
Напротив, многие архитекторы (едва ли мы ошибемся, если даже скажем "их большинство") идут по иному пути. Они проектируют снизу, пытаются синтезировать частное и второстепенное, постепенно продвигаясь к главному и общему. Причем, разумеется, главное и второстепенное повсеместны, они существуют на каждом срезе проекта – в стилистике, планировке комнат, выборе конструкций и т.д. Проектирование снизу – это долгий и мучительный процесс. Вероятно, тот, кто первым сказал фразу "муки творчества", проектировал именно снизу. Наоборот, проектирование сверху происходит легко, быстро и с положительными эмоциями. Мы думаем, что и вам приятнее пообщаться с остро мыслящим архитектором в течение месяца, нежели чем полгода встречаться с том, который говорит общими фразами, подпускает тумана и наводит тень на плетень. Нет, он не водит вас за нос, он вполне честен, просто у него такой стиль работы, он так искренне проектирует. Долго, расплывчато и с множеством корректировок. Кстати, в результате может получиться хороший проект. И уж, несомненно, за эти полгода вы узнаете много нового и интересного.